Схема триггерной секретки для автомобиля

Триггерная «секретка»

Эта схема является наследницей всем известных «секреток», которые применяли автолюбители в те далекие времена, когда и машин еще было мало. Основные недостатки обычной секретки известны всем и я не буду на них останавливаться. Приведенная ниже схема, была разработана нами в те времена, когда иммобилайзеры только начали появляться на нашем рынке. В основе устройства лежит переключаемый триггер. При всей кажущейся сложности эта схема очень проста и доступна для повторения даже новичку.

Работа схемы

Управление ведется при помощи микрокнопки. Каждое нажатие на кнопку последовательно, переводит исполнительное устройство во включенное или выключенное состояние. В нашем случае оно изначально разрабатывалось для управления электрическим клапаном блокировки топлива. В качестве триггера использован один из элементов микросхемы CD 4013B. У нее есть полный отечественный аналог — К 561ТМ2. Цепь R3C1 служит для подавления «дребезга» контактов. В качестве ключевого элемента применен составной транзистор Дарлингтона — TIP 122 (можно использовать и TIP 120, TIP121 или современные, дешевые полевые транзисторы типа IRF530. Как показывает практика, для надежного открывания составного транзистора, иногда требуется уменьшение сопротивления R5, до 680 Ом-1,5 Ком.  А при использовании полевого транзистора это сопротивлении можно вообще убрать или снизить до 100-200 Ом.).
Светодиод D2 устанавливается на видном месте и показывает водителю состояние клапана (открыт/закрыт). Если светодиод горит — напряжение на клапане есть, он открыт, и можно ехать. Светодиод не горит — отрицательного напряжения нет, клапан закрыт. Положительное напряжение на клапан подается при включении зажигания через предохранитель 5А. Диод D1 — любой выпрямительный, рассчитанный на ток до 1А. Электрический клапан блокировки топлива с рабочим током до 2А.

Схема

Монтаж устройства

Устройство собрано на печатной плате размером 30х40мм.:

Рисунок печатной платы

Для тех, кто изготавливает платы методом ручного рисования или лазерно-утюжной технологией (ЛУТ) вы можете взять файл в формате JPG (высокого разрешения) или в векторном формате Visio.

Схема подключения

Схема подключения

Можно собрать и без платы с помощью навесного монтажа. Транзистор монтируется на игольчатом (или ребристом) теплоотводе размером 30 х 40 мм. К плате припаиваются провода, и вся схема тестируется. После тестирования плата помещается в немного большую коробочку и заливается эпоксидной смолой (ну это уже на любителя :-)). Радиатор транзистора должен быть вверху. Получается полностью герметичное устройство размером со спичечный коробок.
При монтаже клапана необходимо использовать специальные армированные шланги для топлива. Место для установки клапана выбирается индивидуально. Необходимо исключить возможность повреждения клапана в процессе эксплуатации. При монтаже клапана необходимо строго соблюдать правила противопожарной безопасности.

Установка микрокнопки

Из нашей практики оказалось, что наиболее удобным местом размещения кнопки (в иномарках) оказалась пластиковая ручка двери. Кнопка устанавливается под обшивкой, чтобы она лишь «прощупывалась» под мягким винилом обшивки ручки или другого места установки. Это место должно быть удобно и в тоже время должно исключать случайное нажатие кнопки. В качестве кнопки можно применить любую кнопку небольшого размера без фиксации (мембранную или механическую).
Также возможно вместо кнопки можно использовать геркон и управлять им при помощи небольшого магнита. В этом случае возможно придется подобрать параметры цепи R3C1 для четкого переключения устройства.

Дополнения и замечания

Единственное замечание — это достаточно старая схема и у нее не показана цепь установки в «0» триггера при включении питания. В этой схеме вместо электрического клапана можно использовать обычное реле и с его помощью организовать блокировку любой электрической цепи. Использование дополнительного (разгрузочного) реле необходимо и в том случае, если ток потребляемый клапаном больше 2А.

Случай из практики
В завершении расскажу один случай из практики, который произошел с двумя новыми грузовыми автомобилями «Volvo», на которых была установлена данная система. В славном городе Иркутске эти автомобили были поставлены на стоянку на территории одного из предприятий. Поздно вечером в каптерку сторожа вошли пятеро молодых людей, связали охранника и отправились к автомобилям. С 12 ночи до 6 утра они пытались завести эти грузовики. Причем это происходило не в темноте, а на хорошо освещенной площадке стоянки. Сигнализация (Red Scorpio 960) была ими обезврежена (включая блокировку стартера). Но данную «секретку» они обнаружить не смогли. Топливный клапан был установлен в раме автомобиля и хорошо замаскирован. Может быть, со временем, угонщики и поняли бы, что блокируется подача топлива, но там был еще один секрет. В обход клапана была пущена обводная трубка, в которую был вставлен жиклер с тонким сечением. Когда угонщики откручивали топливную магистраль возле ТНВД — она не была сухой. Но как только двигатель заводился — он сразу и глох. Топлива, поступающего через тонкое сечение обводного канала не хватало для нормальной работы двигателя. В итоге машины остались стоять на месте. Единственной неприятностью для владельца машин стали разбитые боковые стекла и немного «раскуроченная» проводка.

Вот так простое устройство себестоимостью 40$ (включая электрический клапан) не позволило угнать дорогой грузовик.

Comments are disabled.