Технология организации инновационной деятельности в банковском и страховом секторе

Предисловие

Увеличивающаяся конкуренция на рынке банковских услуг, заставляет банки разрабатывать все новые услуги и сервисы, направленные на привлечении потенциальных клиентов и повышение качества обслуживания. Для этого в банковских структурах создаются целые отделы и департаменты в задачу которых входит разработка инновационных услуг и продуктов. Наиболее продвинутые «игроки» на этом поле, например, такие как Сбербанк, предлагают непосредственно всем желающим принять участие в работе по созданию новых продуктов, развитию инноваций и краудсорсинга.

Идея по привлечению потенциальных клиентов в деятельность по улучшению работы — в принципе не нова, но поражает размах, с которым Сбербанк взялся за это дело. Из чего невольно напрашивается вопрос — что, совсем плохо с креативом в банке? Не хватает собственных идей или прибыль не позволяет нанять толковых людей и сформировать креативную команду? И вообще, мне захотелось понять, так как же все-таки организована в банках инновационная деятельность.
И вот, несколько дней назад я напросился на встречу своих коллег, независимых консультантов, посвященной организации инновационной деятельности в банковском и страховом секторе. Эта встреча была организована под эгидой одного банка, который также проявляет значительный интерес к данному вопросу. В основном наш разговор касался инфраструктуры, технологий и организационных моментов используемых при организации такой деятельности.
Так как я являюсь специалистом в области визуализации и банковская деятельность хорошо знакома мне по предыдущим местам работы, коллеги попросили меня набросать шаблон структурной схемы процесса разработки инновационных сервисов. Немного подумав и выпив чашечку кофе, я набросал следующую схему:
Упрощенная структура процесса разработки новых продуктов в банке

Конечно, эта схема достаточно упрощенная. На ней не показаны некоторые, важные для банковской сферы факторы и ограничения, но в целом она отражает некую «шаблонную» структуру подхода банков к созданию организационно-технологической базы такой деятельности.

Вообще, разговор получился интересным, я узнал много нового и активно поучаствовал в обсуждении возможных подходов к организации такой деятельности. Мы долго спорили и разошлись уже за полночь.… А это говорит о том, что тема реально интересная и будет активно развиваться в ближайшее время.

Вот какие выводы я сделал для себя по результатам встречи:

  1. Современные банковские сервисы в значительной части привязаны к существующим или развивающимся технологиям. Поэтому отслеживание технологических новинок и анализ того, можно ли «это» использовать при создании новых банковских сервисов является необходимым элементом такой деятельности. Возможно разработчикам новых сервисов и услуг стоит пойти «от противного» — сначала услуга, а потом уже возможность ее технологической реализации;
  2. Для некоторых российских банков, дочек западных банковских структур инновационная деятельность — это перетаскивание «их» технологий и сервисов и внедрение их здесь. Наверное, это некоторый самообман, который только с большой «натяжкой» можно назвать инновационной деятельностью;
  3. Затраты на инновационную деятельность в банках очень малы. Зачастую возникают вопросы с определением целей и измерением результатов такой деятельности. У меня есть подозрение, что во многих случаях эта деятельность ведется «ради деятельности», а не ориентирована на получение конкретных, измеримых результатов;
  4. Вообще, возможны ли радикальные инновации в банковском секторе? Или это очень «узкий» сегмент, где все возможности уже исчерпаны?

Заключение

В заключение хочется сказать, что основа любой инновационной деятельности — это креативность, умение взглянуть на проблему под нестандартным углом и предложить новое решение. Для этого должны быть созданы соответствующие условия для работы и творчества. Возможно, банкам стоит взять на вооружение опыт таких компаний как Apple, Google или Microsoft по созданию атмосферы творчества и креатива. Ведь в нашем понимании слово БАНК, ассоциируется со словом КОНСЕРВАТИЗМ, а от слова КОНСЕРВАТИЗМ до слов КРЕАТИВ и ИННОВАЦИИ — огромная, логическая пропасть…

Василий Гнатив
Октябрь, 2011 г.

P.S. Может кому-то пригодиться «Функциональная архитектура систем поддержки банковского бизнеса»:

Comments are disabled.

детское постельное белье купить